Блог

Отыграть назад: к чему может привести реорганизация Danone

Управляющий партнер Borsell Евгений Шатов в колонке для Investing анализирует планы Danone по реорганизации компании.

В преддверии отчетности Danone (намечена на 19 февраля) крупный акционер французской группы, американский инвестфонд Artisan Partners указал на проблемы в компании и попросил пересмотреть курс. Инвестфонд призвал директоров Danone уволить председателя и главного исполнительного директора Эммануэля Фабера, остановить запланированную реорганизацию группы, которую он отстаивал, и продать неэффективные бренды, на которые приходится 15% выручки. Фонд, по собственным данным, является третьим по величине акционером Danone с примерно 3-процентной долей участия.

По мнению Artisan Partners, Danone утратила культуру новаторства, сократила расходы на рекламу, то есть “не вкладывает достаточно средств в свои бренды” и теряет долю рынка.

Риски и вызовы

Danone была основана в 1919 году в Барселоне, во время Второй мировой войны переехала в Нью-Йорк, а с 1954 года ее штаб-квартира находится во Франции. Примерно в это же время компания придумала и вывела на рынок новый продукт — йогурт с фруктовой начинкой. К началу 1990-х годов компания превратилась в гиганта с большим количеством разноплановых брендов сродни Procter & Gamble. Danone производила йогурты, сыр, пиво, минеральную воду, детское питание, шампанское, макароны, бисквиты, тосты, различные болеутоляющие средства и многое другое.

Она настолько укрепила свои позиции, что могла поглотить своего конкурента, Nestle, но сделка не состоялась. Сейчас компания занимается производством молочных продуктов, специализированного детского питания и питьевой воды, которые продаются более чем в 120 странах. Ее штат превышает 100 тыс. человек, работающих в 55 странах.

Основные риски этой компании заключаются в том, что рост продаж не будет соответствовать прогнозам (неспособность увеличить продажи молочнокислых продуктов), возможно замедление роста китайского рынка на фоне высокой базы прошлого года, а показатели на развивающихся рынках могут оказаться хуже ожиданий. Достаточно высокий левередж делает компанию уязвимой к снижению EBITDA. Кроме того, сохранение ограничений, вызванных пандемией, может негативно отразиться на продажах бутилированной воды (закрытие кафе и ресторанов).

Сейчас компания пересматривает стратегию развития для адаптации к изменяющимся потребностям рынка, поэтому 2021 год может стать переходным. Danone осваивает новые регионы, пересматривает продуктовые линейки, однако этот процесс протекает достаточно медленно, инвесторы хотят видеть более быстрые темпы (компания уже определила аргентинское подразделение и бренд растительных протеиновых коктейлей Vega в качестве потенциальных кандидатов на продажу), продала долю в китайской молочной компании Yakult за 470 млн евро. Среди антикризисных мер также полный стратегический анализ брендов, SKU и активов с целью рационализации портфеля, что может означать исключение до 30% его артикулов. В планах — удвоение объемов продаж крупнейших брендов.

Сильные стороны

Основные организационные и управленческие изменения связаны с уходом финансового директора Сесиль Кабанис и Франсиско Камачо (руководители c 40-летним опытом в Danone). Назначение макрорегиональных генеральных директоров (Danone International 80% продаж и Danone North America 20% продаж) для принятия решений на локальном уровне.

По нашим прогнозам, скорректированный портфель товаров должен оказаться относительно устойчивым к всплеску второй волны COVID-19. Этому предшествовало:

  1. Внедрение мер по повышению эффективности и контролю затрат, среди которых потенциальное снижение издержек и оптимизация портфеля.
  2. Активное развитие электронных каналов продаж и успешные инновации.
  3. Ожидается, что рост продаж компании продолжит последовательно улучшаться. Danone ставит среднесрочные цели для роста прибыльных продаж на 3-5% (некоторые бренды — Silk, So Delicious, Horizon, Actimel и Alpro — растут двузначными темпами).
  4. Danone увеличил количество инноваций в своем молочном бизнесе, чтобы побудить потребителей попробовать новые, более дорогие продукты на растительной основе, и рост объемов продаж этих продуктов начинает усиливаться.

Ближайший конкурент

Ближайшей сравнимой с Danone компанией является швейцарский пищевой гигант Nestle также с сильным присутствием в молочной индустрии, но с гораздо большей диверсификацией. Перспективы премиальных молочных продуктов остаются привлекательными за счет большего внимания богатеющего населения земли к качеству продуктов, особенно детских.

Сейчас Nestle гораздо более щедро оценен рынком, несмотря на большую доходность дивидендов Danone (3,8% в евро против 2,7% у Nestle). Значительное отставание Danone от Nestle особенно ярко выражено с точки зрения P/B (2,2 против 6,8), P/S (1,4 против 3,3) и P/FCF (15 против 25). Несмотря на большую долговую нагрузку, чем у Nestle, чистый долг Danone остается умеренным x2,8 EBITDA. Относительно низкий RoE (12% против 29% у Nestle) указывает на потенциал улучшения доходности Danone, что уже является приоритетом менеджмента в краткосрочной перспективе.


Ознакомиться с оригиналом статьи