Alibaba — крупнейшая китайская компания технологического сектора. Она присутствует сразу в нескольких передовых направлениях IT-бизнеса, 80% выручки приходится на е-коммерцию.

Срыв IPO
В сентябре акции компании просели после атаки Коммунистической партии Китая (КПК) на основателя компании Джека Ма из-за его критики госбанков Китая, что стало причиной несостоявшегося IPO Ant Financials.Китайский регулятор рынка расследует предполагаемое злоупотребление Alibaba своим доминирующим положением. По версии регулятора, компания вынуждает продавцов отвергать предложения других онлайн-платформ и продавать товары исключительно на торговых площадках Taobao и Tmall. Это привело к потере почти 15% капитализации компании. Аналитики и юристы считают, что наиболее вероятным исходом антимонопольного расследования станет крупный, но приемлемый для Alibaba штраф (компания обрабатывает около 20% всех китайских розничных продаж). Это может привести к последовательному восстановлению стоимости акции.

Alibaba продолжает оставаться одним из крупнейших бенефициаров пандемии. В 4 квартале 2020 года продажи превзошли ожидания аналитиков, а чистая прибыль выросла на 56% (по большей части за счет включения продаж от сети супермаркетов Sun Art, купленной в октябре). Этот квартал отмечен самым медленным темпом роста с момента IPO в 2014 году (исключение — первый квартал прошлого года, который сильно пострадал от коронавируса). За год продажи выросли на 37%, так как потребление продолжает перетекать из физических магазинов в онлайн. Но темпы роста продаж замедляются: для большинства кварталов за последние пять лет он составлял более 50%.

Антимонопольные расследования
Еще большее беспокойство у инвесторов вызывает потенциальный ущерб от антимонопольных расследований. Основное внимание регуляторов было сосредоточено на секторах электронной коммерции и финансовых технологий — двух важнейших стратегических направлениях деятельности Alibaba. В сфере цифровых платежей под руководством регулятора проводится масштабная реструктуризация аффилированной компании Ant Group.Alibaba гораздо больше подвержена регуляторным рискам, чем другие местные технологические гиганты такие как Tencent и JD.com, которые меньше инвестируют в финансовый сектор. Более того, в отличие от таких компаний как Tencent, которые могут диверсифицировать продажи и риски географически, продавая игры по всему миру, Alibaba уделяет особое внимание именно Китаю. Без возвращения поддержки правительства Alibaba вряд ли сможет вернуться к прежним темпам роста — будь то за счет новых технологий, маркетинга или ценообразования.
Длительное отсутствие Джека Ма на публике вызвало некоторое опасение инвесторов об опале бизнесмена с возможными последствиями для ассоциируемых с ним компаний. Последующее возвращение в сочетании с избыточной ликвидностью на фондовых рынках, вероятно, позволит акциям двигаться по восходящей траектории. При этом быстрые темпы роста прибыли неочевидны.
Новые конкуренты
Сейчас рынок опасается растущей конкуренции со стороны других IT-компаний. Pinduoduo быстро нарастила клиентскую базу с 731 млн до 779 млн покупателей в год, создатели платформ для прямых трансляций Kuaishou и Douyin продают товары напрямую, также растет доля покупателей, которые все чаще покупают продукты через группы онлайн-сообществ. Чтобы удержать клиентов, Alibaba нужно больше тратить на маркетинг, что может негативно отразиться на марже.По сравнению с выборкой и своими историческими показателями, Alibaba имеет меньшие мультипликаторы оценки, включая EV/EBITDA, P/E, P/FCF и P/B. Показатель RoE остается высоким (19% за 2020 год против 0% у выборки за тот же период), что означает стабильно высокую эффективность в использовании акционерного капитала. Долги компании не вызывают опасения: во-первых, долг составляет всего лишь 14% от активов (за вычетом гудвилла), а во-вторых, показатель Net Debt / EBITDA х-4,1 свидетельствует о том, что уровень наличных средств превышает долги в четыре с лишним раза.

Ознакомиться с оригиналом статьи.